Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Коммунальное хозяйство является достаточно сложной, многопрофильной и чрезвычайно капиталоемкой отраслью. В настоящее время данная отрасль находится в кризисном состоянии, которое во многом обусловлено объективными обстоятельствами, связанными с переходом от жесткого государственного управления к рыночной экономике, отказом государства от монопольной роли инвестора, подрядчика и собственника в сфере жилья. Неподготовленность рыночных институтов усугубила эту ситуацию.
Большинство россиян оплачивают лишь часть расходов коммунальной сферы — остальное возмещают местные бюджеты, подпитывающиеся, в свою очередь, за счет трансфертов из центра. Города и села тратят на обслуживание коммунального хозяйства до 70% всех средств местных бюджетов, что, конечно является непосильным бременем для большинства территорий.
Многолетний опыт строительства и эксплуатации жилья в рамках государственной собственности с очевидностью показал, что государство в силу ряда причин не способно осуществлять эти задачи. Главная причина, которая действовала постоянно - недостаток материальных и финансовых ресурсов для строительства и эксплуатации жилья. Кроме того, содержание государственного жилищного фонда было убыточным, поскольку получаемая снанимателей квартирная плата была «самой низкой в мире» и покрывала лишь незначительную часть затрат на эти цели. Фактически содержание государственного жилищного фонда осуществлялось за счет огромных дотаций, выделяемых государством и ложившихся тяжелым бременем на бюджет. Результатом нерешенности проблем, препятствующие устойчивому социально-экономическому развитию муниципальных образований, является кризис жилищно-коммунального хозяйства.
Ситуация в Свердловской области также долгое время остается сложной. По данных экспертов износ коммунальной инфраструктуры составляет не менее 80%. Темпы реорганизации предприятий отрасли и оптимизации регионального управления осуществляются малоэффективно. В связи с этим исследование проблематики регионального управления коммунальным хозяйством на примере Свердловской области представляется особенно актуальным.
Цель выпускной квалификационной работы – анализ региональной политики регулирования коммунальной инфраструктуры.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
- рассмотреть коммунальную инфраструктуру как объект регионального управления;
- изучить принципы и функции региональной политики в сфере регулирования коммунальной инфраструктуры;
- проанализировать систему региональных органов Свердловской области в сфере регулирования коммунальной инфраструктуры;
- осуществить анализ системы регулирования коммунальной инфраструктуры на региональном уровне Свердловской области,
- провести оценку эффективности региональной политики Свердловской области в сфере регулирования коммунальной инфраструктуры;
- выявить проблемы реализации региональной политики Свердловской области в сфере регулирования коммунальной инфраструктуры;
- определить направления совершенствования региональной политики в сфере регулирования коммунальной инфраструктуры в Свердловской области.
Предмет исследования – региональная политика регулирования коммунальной инфраструктуры.
Объект исследования – система управления коммунальной инфраструктурой Свердловской области.
Проблемы научно-практической обоснованности исследования эффективности функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства в системе городского хозяйства рассматривались такими учеными, как В.Афанасьев, Л.Абалкин, Л.Велихова, Ю.Гусаров, В.Долгий, Е.Ерохина, С.Жданова, Е.Козлова, Б.Мильнер, В.Острейковский, Е.Румянцевой, Р.Фатхутдинова, Н.Яшин и других.
Проблемы модернизации и совершенствования городской экономики представлены трудами Бачуриной С.С., Гонтаревой Д.Н. и др. Проблемы управления муниципальной собственностью в городах нашли отражение в работах А.Л. Никишиной, Е.А. Пастуховой, И.Н. Радченко и др. Бачурина С.С. в разработанной концепции системного регулирования городского развития утверждает, что при взаимосвязи совокупности идеологических, политико-правовых и экономических условий возможно обеспечение комплексного и сбалансированного воспроизводства территориального потенциала.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей системы регионального управления коммунальным хозяйством и выделении факторов влияния на ее развитие.
Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию регионального управления коммунальным хозяйством на примере Свердловской области.
Правовую основу исследования составляют:
- Конституция Российской Федерации,
- Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Стратегии регионального развития,
- Гражданский Кодекс Российской Федерации,
- Бюджетный кодекс Российской Федерации,
- региональные законы и локальные нормативно-правовые акты, регламентирующие взаимодействие предпринимательства и органов власти.
Методология исследования:
- анализ нормативно-правовых актов,
- исторический анализ,
- комплексный анализ,
- анализ научной литературы,
- анализ публицистических статей по данной тематике,
- сравнительный анализ.
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена тремя главами, заключением и списком литературы.
1 Теоретические подходы к исследованию региональной политики в сфере регулирования коммунальной инфраструктуры
1.1 Коммунальная инфраструктура как объект региональной экономики
Жилищно-коммунальное хозяйство предоставляет услуги гражданам, проживающим в многоэтажных домах. Оно обслуживает здания, устраняет проблемы, возникающие в связи с их эксплуатацией. Цель предприятий ЖКХ — улучшить качество предоставляемых услуг, обеспечить безопасное и комфортное проживание людей.
Предприятия ЖКХ несут ответственность перед потребителем за предоставляемые услуги. В свою очередь, потребитель обязуется вносить своевременную оплату согласно установленным расценкам.
Коммунальное хозяйство представляет собой совокупность ресурсоснабжающих отраслей и подотраслей, оказывающих бытовые услуги населению. Все вышеуказанные элементы представлены рядом предприятий различных форм собственности.
Особенность производства продукции и услуг коммунальными предприятиями заключается в недолговременности производственного процесса, из-за чего большинство из них не имеют незавершенного производства. Исключение составляют прачечные и ремонтные мастерские, имеющие небольшие объемы незавершенного производства, ремонтно-строительные организации, питомники декоративных растений, цветочные и семеноводческие хозяйства, на которых объемы незавершенного производства могут быть незначительны.
Вышеперечисленные условия и особенности деятельности коммунальных предприятий существенно влияют на механизм управления всем коммунальным сектором, который содержит все непрогрессивные элементы механизма управления существовавшего в советский период.
Прежде всего, речь идет о сохранившейся монополистической системе производства и предоставления коммунальных услуг, поскольку предприятия коммунального сектора, в большинстве своем, находятся в муниципальной собственности и являются единственными предприятиями, оказывающими подобного рода услуги – монополистами .
В результате качество предоставляемых услуг находится на низком уровне, а система жизнеобеспечения все в большей степени перестает выполнять свои жизненно важные функции, несмотря на осуществлявшиеся процессы реформирования и утвержденные новые стандарты качества.
Важным элементом эффективного процесса развития коммунального хозяйства является обеспечение контроля, который осуществляется на нескольких управленческих уровнях.
Ведомственный контроль осуществляется службами заказчиков:
• Государственными казенными учреждениями районов;
• Государственными бюджетными учреждениями районов;
• Управлений префектур административных округов;
• городских служб Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.
Государственный Контроль осуществляется органами государственного контроля:
• Объединением административно-технических инспекций муниципального образования;
• Департаментом природопользования и охраны окружающей среды;
• Федеральным Центром Роспотребнадзор;
• Главным управлением внутренних дел города;
• Другими уполномоченными органами в соответствии с их компетенцией и представленными в установленном порядке полномочиями .
Тарифы на коммунальные услуги утверждают исполнительные органы государства, региональные комиссии, органы самоуправления на местах. Пересматриваются тарифы один раз в год или чаще.
Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются на:
• услуги и работы по управлению домом и проведение ремонта (текущего и капитального);
• свет, газ, воду (холодную и горячую), тепло;
• за дополнительные услуги (обслуживание лифта, пользование антенной, уборка и благоустройство прилегающей территории).
Оплата коммунальных услуг осуществляется следующим образом. Теплоснабжение оплачивается по единому или дифференцированному тарифу. Размер оплаты также зависит от поставщика, который обслуживает потребителей, и от источника тепла.
Под водоснабжением и водоотведением понимается подача технической воды и отведение сточных вод. При расчете стоимости данных услуг учитывается количество человек, пользующихся водой, или показатели счетчика, независимо от того, сколько пользователей. Электрическая энергия оплачивается по единому тарифу или ее оплата дифференцируется в зависимости от местонахождения потребителя, объемов потребления, напряжения. Газоснабжение оплачивается по счетчику или количеству граждан, прописанных в жилом помещении.
Инструментом регулирования коммунального хозяйства является субсидиарная поддержка. Государство выделяет средства, чтобы помочь оплатить дорогостоящие коммунальные услуги. Конечно, в первую очередь речь идет о малоимущих семьях, не имеющих достаточного дохода, чтобы заплатить за услуги ЖКХ. Помощь предоставляется гражданам, у которых расходы на оплату квартиры и предоставляемых услуг превышают установленный процент совокупного дохода семьи. Правительство Российской Федерации постановило, что данные расходы не должны быть более 22%. В некоторых регионах России лимит может быть другим (например, в Москве в связи со значительными расходами на жилье и услуги этот процент равен 10%).
Право получения субсидии на оплату ЖКХ имеют:
• собственники жилого помещения;
• арендаторы жилого помещения при наличии договора аренды помещения;
• члены жилищного кооператива;
• граждане, жилье которых относится к государственному или муниципальному жилищному фонду.
Гражданам, имеющим задолженность по коммунальным платежам, субсидия не начисляется. Если после оформления субсидии платежи не осуществляются в течение двух месяцев, выплата субсидии приостанавливается. Если в течение следующего месяца задолженность не будет полностью погашена, то субсидия снимается.
Система управления коммунальным хозяйством представлена следующими субъектами.
Управляющие предприятия. Управляющая организация ЖКХ является юридическим лицом, выполняющим функцию посредника между жильцами и поставщиками коммунальных услуг. Управляющие организации появились в 2014 году, когда вступил в силу Федеральный закон №255-Ф3. Они облегчают взаимодействие отдельных лиц и организаций, поскольку:
• с одной стороны, выступают единым заказчиком, представляющим всех собственников жилья;
• с другой стороны, выступают единым исполнителем, представляющим те компании, которые оказывают коммунальные услуги.
Это избавляет владельцев квартир от необходимости подписывать множество договоров с различными поставщиками услуг и лично следить за их выполнением. Работа управляющей организации аналогична работе ЖКХ. Разница заключается в том, что деньги поступают от собственников квартир, а не от государства. Такая организация распоряжается деньгами для улучшения условий проживания. Она ведет учет полученных и израсходованных средств и контролирует выполнение договорных обязательств сторон, а также следит за качеством услуг и работ.
К сожалению, не все управляющие организации России зарекомендовали себя как добросовестные исполнители договорных условий, поэтому Министерство строительства и ЖКХ в 2016 году издало указ о прямых расчетах между потребителем и поставщиком коммунальных услуг, чтобы оплата не задерживалась управляющей организацией, а своевременно поступала на счет поставщика.
Управляющая организация ЖКХ может являться холдингом, который имеет пакет акций предприятий-поставщиков и контролирует их деятельность. Решение принимается акционерами холдинга и сообщается дочерним предприятиям.
Министерство ЖКХ. 1 ноября 2013 года Президентом России был подписан указ о создании Министерства строительства и ЖКХ. Одной из целей его создания было провести реформу ЖКХ. Коммунальная инфраструктура изношена на 60 % и требует безотлагательной реконструкции. Данная реформа призвана улучшить эту ситуацию.
На официальном сайте Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области отмечается, что задолженность потребителей перед поставщиками составляет свыше 5 млрд. рублей. Часть суммы в размере 20% будет списана как безнадежный долг. Одной из причин такой задолженности являются управленческие организации, принимавшие коммунальные платежи от жильцов, но не перечислившие деньги поставщикам. Некоторые из них объявили о банкротстве и ликвидировались. Сейчас с такими компаниями работают правоохранительные органы Свердловской области. Проверка также показала, что в числе должников находятся граждане, имеющие по несколько квартир.
МУП ЖКХ. Муниципальные унитарные предприятия ЖКХ в целом оказались нерентабельными. Поэтому в 2011 году государство начало реорганизацию, цель которой – передать все ГУПы и МУПы в совместное управление государства и частных лиц. Этот процесс должен был завершиться еще в январе 2016 года. Но проблема в том, что многие муниципальные предприятия имели и имеют долги и никто не хочет брать на себя их обязательства. В больших городах, где уровень оплаты коммунальных услуг выше, передача была осуществлена быстрыми темпами, в небольших городках и поселках все осталось по-прежнему .
Одним из важнейших участников формирования городской среды является городской бизнес. К нему относятся все представители предпринимательства, ведущие свою хозяйственную и коммерческую деятельность на данной территории. Их зона интересов: получение прибыли, развитие своего бренда, лояльность клиентов и устойчивая стабильность ведения деятельности. Они также имеют заинтересованность в формировании благоприятной и комфортной городской среды, так как она определяет высокую покупательскую способность и лояльность потребителей, развитие туристского потенциала и формирует комфортные условия для ведения бизнеса.
Важнейшей проблемой современного этапа развития регионов и территорий является вопрос формирования и развития эффективной системы благоустройства. Выдвижение указанной проблематики в качестве критической для выполнения требований по развитию экономики России было неоднократно осуществлено в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Социально-экономическое развитие территорий, в частности, состояние муниципальной экономики, потребовало серьёзной работы властей всех
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ // Консультант Плюс
2. Государственная программа Свердловской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2024 года // Консультант Плюс
3. Генеральный план развития городского округа — муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года.// http://ekb4.info/text2/reshenie221.htm (дата обращения: 18.03.2021)
4. Инвестиционная программа «Развитие систем водоснабжения и водоотведения Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (МУП «Водоканал» на 2006–2015 годы.- «Вестник Екатеринбургской городской Думы» 2016, № 114. С.. 14
Научная литература
5. Аварийность на коммунальных сетях Свердловской области снизилась на 23% // https://tass.ru/ural-news/8123037 (дата обращения: 12.03.2021)
6. Аверьянова А.Г. Современные проблемы в сфере управления жилищно - коммунальным хозяйством // E-Scio. 2019. №4 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-v-sfere-upravleniya-zhilischno-kommunalnym-hozyaystvom (дата обращения: 12.04.2021).
7. Баринов В.А. Готовность к изменениям в местном самоуправлении крупных городов. Муниципалитет: экономика и управление, 2020 - № 01 (30). – С.22-25
8. Борисова Н.И., Злобина К.А. Региональные аспекты функционирования и модернизации жкх в современных условиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14364 (дата обращения: 29.03.2021).
9. Велихов, Л.А. Основы городского хозяйства. - М. : Наука, 2013.
10. Владимиров, В.В. Управление градостроительством и территориальным развитием / В.В. Владимиров.- М. 2014
11. Денисов, В.Н. Благоустройство жилых территорий / В.Н. Денисов, И.Н. Половцев, Т.В. Евдокимов. 2015.
12. ЖКХ Свердловской области: проблемы, реформы, достижения // http://evrotekhservis.ru/zhkx-sverdlovskoj-oblasti-problemy-reformy-dostizheniya/ (дата обращения: 18.02.2021)
13. Занадворов, В.С. Экономика города. Вводный курс: учебное пособие / В.С. Занадворнов. - М. : ИКЦ 2013.
14. Зайцев В.Е. Современный этап развития программно-целевого управления в России // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. №65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-etap-razvitiya-programmno-tselevogo-upravleniya-v-rossii (дата обращения: 22.02.2021).
15. Зубаха, П. А. Анализ рынка проектов государственно-частного партнерства в сфере инфраструктурного развития / П. А. Зубаха // Вестник Московского финансово-юридического университета. - 2016. - № 4. -С. 69-72
16. Износ коммунальных сетей в Свердловской области достиг 80% // Газета «Правда» https://pravdaurfo.ru/articles/190095-iznos-kommunalnyh-setey-v-sverdlovskoy-oblasti (дата обращения 18.02.2021)
17. Истомина Н.А. Развитие программно-целевого планирования в субъектах Российской Федерации в 2009-2017 годах // Государственные финансы. – 2019. - №1. – С.39-43
18. Какой сумасшедший возьмет канализацию на концессию! // Газета «Новое время» https://realnoevremya.ru/articles/160306-v-sf-obsudili-modernizacii-kommunalnoy-infrastruktury-v-rf (Дата обращения: 12.04.2021)
19. Кожевников С.А. Проектное управление как инструмент повышения эффективности деятельности органов государственной исполнительной власти // Вопросы территориального развития. 2016. № 5 (35). С. 2–17
20. Колычева Ж.Я. Взаимодействие государственных и предпринимательских структур в сфере ЖКХ муниципальных образований / Ж.Я. Колычева, Н.С. Григорьева // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2018. - № 2 (93). - С. 37-41
21. Кузьмин А.В. Особенности управления жилищно-коммунальным хозяйством на региональном и муниципальном уровнях управления // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2019. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-upravleniya-zhilischno-kommunalnym-hozyaystvom-na-regionalnom-i-munitsipalnom-urovnyah-upravleniya (дата обращения: 12.04.2021).
22. Моисеев А.Д., Московцева Л.В., Шурупова А.С. Муниципальное управление. М:Юнити-Дана, 2015.
23. Прокопова Л. И. Повышение эффективности функционирования систем управления муниципальными образованиями [Электронный ресурс] / Л. И. Прокопова // Научное обозрение : электрон. журн. – 2020. – № 1. – С.34-37
24. Прокопова Л. И. Актуальные аспекты исследования системы управления муниципальным образованием // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2019. Т. 46. № 1. С. 14–20.
25. Резер Т.М., Кузнецова Е.В., Лихачев М.А. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления. Учебное пособие. - Екатеринбург: УФУ, 2019. - 120 с.
26. Смирнов М.А. Повышение эффективности реализации государственных программ за счет проектного подхода // Финансы и кредит. 2016. - № 35 (707). - С. 37–48.
27. Сударушкина И.В., Стефанова Н.А. Цифровая экономика / И.В Сударушкина // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. – Т. 6. – № 1 (18). – С. 182–184
28. Хаймин, Д. П. Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга) / Д. П. Хаймин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 288-290
29. Чистик О. Статистическое исследование условий жизни жителей российской Федерации// Вестник Самарского государственного экономического университета 2014, № 10. С 73–75
30. Шаш Н.Н. Управление эффективностью государственных программ: методологические основы разработки программного бюджета // Управленец. - 2015. № 1. - С. 4–15.